Таинственное мутное создание
люблю подобные статьи
много из этого не углядела в сериале, да и не пыталась) я как-то больше по простым радостям: мысли и эмоции героев, красивая картинка, истории, смакование всякой жестокости, происходящей на экране. но эта тема с Аидом, с Персефоной, с символикой красного - очень интересна)

23.04.2013 в 12:19
Пишет ~Lorik~:не в обзоры.
URL записи23.04.2013 в 11:57
Пишет ~Maria DeLarge~:Hannibal & the Color Red
Поздновато, конечно
но не помешает уж точно.

Неизвестно, насколько скрупулезно Брайан и Дэвид придавали пилотному эпизоду целенаправленный символизм, но с уверенностью в 99.9 % можно сказать, что если вещь появляется в кадре, то её непременно намеренно туда внесли. Как проф-дизайнер (visual artist), я занимаюсь тем же и знаю, что детали фигурируют в контексте не просто так. Обстановка, кадры и элементы рамочного оформления спланированы, вписаны заранее и синхронизированы с действием на экране. Ошибки в визуальном плане случаются, естественно, но чаще всего элементы фона какого бы то ни было телевизионного шоу или фильма тщательно подобраны и засняты (сознательно или по наитию) с целью усилить воздействие на зрителя.
Принимая во внимание эту технику, я делюсь своими наблюдениями, и некоторые из них могут показаться слегка… притянутыми за уши, не так ли? Все в порядке, я не настаиваю на том, что мои предположения на 100 % соответствуют истине, но если что-либо отчетливо бросается мне в глаза, я хочу знать, почему бросается.
Разумеется, мы не можем все обладать гениальностью Кубрика, но мы определенно можем подмечать странности или регулярно повторяющиеся темы в том, что смотрим.

Примечание переводчика: По словам сценариста Брайана Фуллера «кубриковская атмосфера» была создана целенаправленно: «Мы с [режиссером] Дэвидом Слэйдом долго говорили о «кубриковском» духе сериала, так как фактически рассказываем историю человека, который в ходе сезона теряет рассудок, - говорит Фуллер. – Мы в какой-то мере показываем интерпретацию [Сияния], только парень у нас не алкоголик». (с) пруфлинк
***
В предыдущем посте о параллелях с «Сиянием» (интерпретация сцены в уборной) красный цвет упоминался в качестве метафоры к:
- «Сиянию» Уилла — его так называемому «дару эмпатии»;
- (возможному) Грядущему нервному срыву Уилла (сумасшествие Джека Торренса и тихое безумие Дэнни у Кубрика);
- «Внутреннему интерьеру» рассудка/сознания Уилла, тому, как выглядят/ощущаются его мысли.
Посмотрев серию во второй раз, я заметила, что пятна красного то и дело встречаются повсюду, не только там, где ожидаешь их увидеть (кровь, в основном), но и в более бытовой обстановке.
В целях достижения большей продуктивности в этом анализе я не стану останавливаться на красном как всеобщем очевидном символе крови, поскольку мы все знаем о тематике сериала. Перейдем сразу к более тонким смысловым прослойкам. К тому же красный цвет имеет миллион различных значений, так что не буду перечислять их все, и мы рассмотрим каждый случай индивидуально и последовательно.
Поехали.
ПРИМЕРЫ ЯРКИХ ВКРАПЛЕНИЙ:
Дверь. Первая вещь красного цвета, которую мы видим на экране, сразу бросается нам в глаза. Это красная дверь в дом Марлоу и в буквальном смысле единственная красная вещь во внешнем интерьере этого дома. Когда камера отъезжает назад, дверь на мгновение полностью скрыта фигурой Уилла. Учитывая, что мы наблюдаем одно из его «видений», когда он стоит напротив здания и мысленно воссоздает убийство, становится ясно: красная дверь ведет не только к месту преступления, но непосредственно в сознание Уилла. И мы вот-вот войдем туда вместе с ним.

Чего и следовало ожидать, далее Уилл разыгрывает преступление, выступая в роли убийцы. Он беспощадно выбивает дверь, чтобы мы могли взглянуть на то, что происходит внутри. Нам показывают ужасающую «кухню». Мы напрямую видим, как работает его «эмпатия».
С учетом вышесказанного, можно предположить, что дальнейшее присутствие красного в зданиях, комнатах или в обстановке вполне может означать погружение либо в мыслительные процессы Уилла в целом, либо в процесс, когда он «становится» убийцей. Что неизбежно приводит нас к…
Уборной.
Коротко суммируем выводы:
1) Облака крови в воде как тревожные, опасные мысли, оккупирующие сознание Уилла настолько, что, в конце концов, душат— он выныривает, чтобы глотнуть воздуха.

2) Красный интерьер уборной как состояние его рассудка (тот же прием, что и в «Сиянии» с состоянием рассудка Джека Торренса).
Если допустить, что эти выводы верны, мы начинаем понимать, что происходит с Уиллом.
Он уже находится в уборной, когда заходит Кроуфорд, значит, и Кроуфорду, так же как и нам, нужно пройти через красную дверь (что он и сделал, в буквальном смысле) и ступить за порог сознания Уилла.
Более того: даже ему самому нужно пройти через красную дверь в свой мозг. Вспомним кровь в воде, которая полностью обволакивает его лицо, перед тем как он поднимает голову из раковины, прорываясь через очередной красный барьер, чтобы проникнуть в мотивы убийцы.
Когда в помещение заходит другой сотрудник, чтобы облегчиться – с этой же целью, кстати, туда заходит и Кроуфорд, правда, облегчиться собирается в другом смысле – Кроуфорд кричит на подчиненного, посылая его в женскую уборную (черт, это была классная реплика). Тут сразу становится заметно, что Кроуфорд так и ведет себя в отношении Уилла в целом: он предоставляет ему необходимое пространство, убирает с дороги всех остальных, чтобы не мешались. Чтобы Уилл, в свою очередь, упростил работу ему.
Гранат и цвет стен в офисе Ганнибала.
В первый же раз, когда Ганнибал Лектер появляется в сериале, что нам прежде всего показывают в кадре крупным планом, еще даже не показав самого доктора?
Дольку граната.

Тонко, но очевидно. Посыл доходит тут же: Лектер – Аид. Мы наблюдаем, как повелитель подземного мира вкушает яства своей страны. И мифологические/религиозные образы на этом не заканчиваются. Нас практически обстреливают ими со всех сторон в течение следующих пары минут.

Вслед за вступительной сценой нам показывают Ганнибала за работой, в компании пациента. Франклин тянет к нему руку, словно в мольбе или в отчаянии. Черты его лица размыты, скрыты тенью, но за его спиной ярко выделяется голая красная стена. Мэдс Миккельсен нередко говорил в интервью, что ему нравится думать о Ганнибале как о Сатане или Люцифере. Возможно, офис Лектера – это Ад, а профессия психиатра – метафора введения душ в искушение или же обречения их на жизнь, полную страданий в его владениях. Каждый сеанс терапии – своего рода анти-проповедь — соблазнение души.

В первом кадре этой сцены Франклин, по всей видимости, умоляет объяснить ему решение своей проблемы (какой бы она ни была, за исключением неврастении), будто взамен на помощь предлагает свою душу, а получив эту помощь, обрекает себя на последующую смерть. Если он задуман как «среднестатистический» пациент, вроде Бенджамина Распая, эта версия тем более подтверждается, так как – отметим любопытный факт – позже Ганнибал оставляет выпотрошенный труп Распая на церковной скамье.
Кроме того, Ганнибал одет в зеленовато-голубой костюм и золотой галстук, и, если откровенно, … мы не ожидаем, что злодей будет одеваться подобным образом. Или вообще кто-либо. В самом деле, этот костюм просто невозможно игнорировать, он яркий и настолько не соответствует стандартному стилю «плохиша», - не соответствует до такой степени, что вычурностью напоминает мне скорее об одном заносчивом ангеле, изгнанном из Рая. А когда мы видим Ганнибала, отвечающего на вопрос Франклина, его силуэт подсвечен солнечным светом из больших окон офиса, эффективно создавая впечатление символического нимба.
Так что теперь мы понимаем (не то чтобы раньше не понимали) что Ганнибал Лектер – Аид или Люцифер этого мира. Это вывод, о котором нам, как зрителям, возможно, не стоит забывать (хотя мы и так вряд ли забудем, учитывая, что в будущем Ганнибал будет постоянно напоминать нам о своей бесчеловечной природе, с какими цветами мы бы ни ассоциировали его). Когда они с Уиллом отправляются на поиски Хоббса, он даже одет в красно-коричневый джемпер, взял с собой немного красного.
И… да-да, я знаю, что о крови говорить банально, но следующий момент действительно важен.
Руки Уилла.
В ходе поисков, поимки и убийства Хоббса Уилл оказывается практически облит артериальной кровью — но испачкана не столько его одежда, сколько руки. Древнее как мир выражение «руки в крови» здесь применимо во всех смыслах, учитывая, что именно с убийства Хоббса и начинается сошествие Уилла в подземное царство.

Это не его кровь, но её принадлежность вряд ли имеет значение, она у него на руках - и мы можем предположить, что это своего рода «внутренний красный цвет» Уилла, который раньше плескался в пределах его сознания, а теперь вытекает наружу, в реальность, становясь материальным красным, настоящей кровью. Его ужасный дар эмпатии вскоре начнет перетекать уже в физическую, смертоносную форму. Это совпадает с несколькими событиями в книгах: его выходкой в психбольнице и, позже, непосредственно физическими увечьями, когда он окажется на грани гибели. А потом снова. И снова. Взглянем правде в глаза: Уилл Грэхем - самый живучий мальчик для битья на свете.
По фактам из биографии Грэхема можно легко догадаться, что ему так и не удалось до конца избежать красного — избежать своего рассудка — как пятна, которое никак не смывается и не выводится с годами. Он (и в буквальном смысле тоже) вкусил яств, которые принес ему Ганнибал и, как Персефона, не может навсегда покинуть царство Аида.
Его руки перманентно испачканы в крови жертвы, поскольку какая-то часть него навсегда останется убийцей.
Лектер и Фредди.
Этого момента в пилоте не было, но промо-фото не выходит у меня из головы.

Первое, что пришло мне на ум при виде фото (кроме того, что они сидят на фоне ярко-красной стены - у Лектера в офисе, скорее всего, - а у Ганнибала красный галстук) – Фредди одета в прямом смысле как мясо. Она выглядит как ходячий сырой стейк. Вся её одежда красного цвета, и её волосы также натурального насыщенно-рыжего цвета. Сидя рядом с Ганнибалом на фоне ярко-красной стены? Ничего хорошего эта ситуация ей явно не сулит. А памятуя события «Красного Дракона» и тот факт, что Лектер немедленно уличил назойливую журналистку в грубости, можно с уверенностью утверждать, что здесь гардероб Фредди напрямую сигнализирует о её дальнейшей судьбе.
Моменты, которые упомянуты не были:
Одежда Аланы Блум в первой сцене, когда мы её видим, содержит красные и черные тона, но так как Алана пока что появлялась нечасто — в двух сценах максимум — я не знаю, как именно подойти к анализу. Единственное, что могу предположить – они с Уиллом связаны (хрупкой) дружбой, и присутствие красного в одежде может означать именно эту связь с его сознанием (Алана также психиатр).
***
PS, UPD: Дверь в мотельную комнату Уилла в Миннесоте.

Кадр чуть от меня не ускользнул, даже после просмотра серии несколько раз, но это совершенно удивительный момент. И это упоительно гармонично вписывается в теорию Красной Двери В Сознание Уилла.
Даже Ганнибалу нужно проходить через красную дверь, чтобы попасть внутрь его Темной Комнаты. То есть, разумеется, любому психиатру нужно проникать в сознание пациента, так сказать, «ступать за порог» в ходе сеанса терапии.
Но что мне нравится в данном конкретном случае… то, что, перед тем как войти, Ганнибал очень вежливо, дважды, просит разрешения. Он делает то, чего не делает Джек Кроуфорд.
И когда Уилл впускает его, Ганнибал продолжает деликатно его анализировать – снова – и кормить его яствами подземного царства, как Аид Персефону. Все до последнего в этой сцене, даже без красной двери, кричит о том, что Лектер делает все возможное, чтобы проникнуть в сознание Уилла и укрепиться там.
Впечатляет, Фуллер. Очень впечатляет.
URL записиПоздновато, конечно

«Символизм красного цвета в эпизоде 1.01»
(с) By Sid.
Перевод: ~Maria DeLarge~
Бета: grievouss, Rose Murderer
Разрешение: запрошено (22. 04.13)
(с) By Sid.
Перевод: ~Maria DeLarge~
Бета: grievouss, Rose Murderer
Разрешение: запрошено (22. 04.13)

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: КРОВЬ И СПОЙЛЕРЫ.
читать дальше
Итак, мой последний мета-пост (о косвенных отсылках к “Сиянию» Кубрика в «Ганнибале») заставил меня задуматься. Так же, как и вас.Неизвестно, насколько скрупулезно Брайан и Дэвид придавали пилотному эпизоду целенаправленный символизм, но с уверенностью в 99.9 % можно сказать, что если вещь появляется в кадре, то её непременно намеренно туда внесли. Как проф-дизайнер (visual artist), я занимаюсь тем же и знаю, что детали фигурируют в контексте не просто так. Обстановка, кадры и элементы рамочного оформления спланированы, вписаны заранее и синхронизированы с действием на экране. Ошибки в визуальном плане случаются, естественно, но чаще всего элементы фона какого бы то ни было телевизионного шоу или фильма тщательно подобраны и засняты (сознательно или по наитию) с целью усилить воздействие на зрителя.
Принимая во внимание эту технику, я делюсь своими наблюдениями, и некоторые из них могут показаться слегка… притянутыми за уши, не так ли? Все в порядке, я не настаиваю на том, что мои предположения на 100 % соответствуют истине, но если что-либо отчетливо бросается мне в глаза, я хочу знать, почему бросается.
Разумеется, мы не можем все обладать гениальностью Кубрика, но мы определенно можем подмечать странности или регулярно повторяющиеся темы в том, что смотрим.

Примечание переводчика: По словам сценариста Брайана Фуллера «кубриковская атмосфера» была создана целенаправленно: «Мы с [режиссером] Дэвидом Слэйдом долго говорили о «кубриковском» духе сериала, так как фактически рассказываем историю человека, который в ходе сезона теряет рассудок, - говорит Фуллер. – Мы в какой-то мере показываем интерпретацию [Сияния], только парень у нас не алкоголик». (с) пруфлинк
***
В предыдущем посте о параллелях с «Сиянием» (интерпретация сцены в уборной) красный цвет упоминался в качестве метафоры к:
- «Сиянию» Уилла — его так называемому «дару эмпатии»;
- (возможному) Грядущему нервному срыву Уилла (сумасшествие Джека Торренса и тихое безумие Дэнни у Кубрика);
- «Внутреннему интерьеру» рассудка/сознания Уилла, тому, как выглядят/ощущаются его мысли.
Посмотрев серию во второй раз, я заметила, что пятна красного то и дело встречаются повсюду, не только там, где ожидаешь их увидеть (кровь, в основном), но и в более бытовой обстановке.
В целях достижения большей продуктивности в этом анализе я не стану останавливаться на красном как всеобщем очевидном символе крови, поскольку мы все знаем о тематике сериала. Перейдем сразу к более тонким смысловым прослойкам. К тому же красный цвет имеет миллион различных значений, так что не буду перечислять их все, и мы рассмотрим каждый случай индивидуально и последовательно.
Поехали.
ПРИМЕРЫ ЯРКИХ ВКРАПЛЕНИЙ:
Дверь. Первая вещь красного цвета, которую мы видим на экране, сразу бросается нам в глаза. Это красная дверь в дом Марлоу и в буквальном смысле единственная красная вещь во внешнем интерьере этого дома. Когда камера отъезжает назад, дверь на мгновение полностью скрыта фигурой Уилла. Учитывая, что мы наблюдаем одно из его «видений», когда он стоит напротив здания и мысленно воссоздает убийство, становится ясно: красная дверь ведет не только к месту преступления, но непосредственно в сознание Уилла. И мы вот-вот войдем туда вместе с ним.

Чего и следовало ожидать, далее Уилл разыгрывает преступление, выступая в роли убийцы. Он беспощадно выбивает дверь, чтобы мы могли взглянуть на то, что происходит внутри. Нам показывают ужасающую «кухню». Мы напрямую видим, как работает его «эмпатия».
С учетом вышесказанного, можно предположить, что дальнейшее присутствие красного в зданиях, комнатах или в обстановке вполне может означать погружение либо в мыслительные процессы Уилла в целом, либо в процесс, когда он «становится» убийцей. Что неизбежно приводит нас к…
Уборной.
Коротко суммируем выводы:
1) Облака крови в воде как тревожные, опасные мысли, оккупирующие сознание Уилла настолько, что, в конце концов, душат— он выныривает, чтобы глотнуть воздуха.

2) Красный интерьер уборной как состояние его рассудка (тот же прием, что и в «Сиянии» с состоянием рассудка Джека Торренса).
Если допустить, что эти выводы верны, мы начинаем понимать, что происходит с Уиллом.
Он уже находится в уборной, когда заходит Кроуфорд, значит, и Кроуфорду, так же как и нам, нужно пройти через красную дверь (что он и сделал, в буквальном смысле) и ступить за порог сознания Уилла.
Более того: даже ему самому нужно пройти через красную дверь в свой мозг. Вспомним кровь в воде, которая полностью обволакивает его лицо, перед тем как он поднимает голову из раковины, прорываясь через очередной красный барьер, чтобы проникнуть в мотивы убийцы.
Когда в помещение заходит другой сотрудник, чтобы облегчиться – с этой же целью, кстати, туда заходит и Кроуфорд, правда, облегчиться собирается в другом смысле – Кроуфорд кричит на подчиненного, посылая его в женскую уборную (черт, это была классная реплика). Тут сразу становится заметно, что Кроуфорд так и ведет себя в отношении Уилла в целом: он предоставляет ему необходимое пространство, убирает с дороги всех остальных, чтобы не мешались. Чтобы Уилл, в свою очередь, упростил работу ему.
Гранат и цвет стен в офисе Ганнибала.
В первый же раз, когда Ганнибал Лектер появляется в сериале, что нам прежде всего показывают в кадре крупным планом, еще даже не показав самого доктора?
Дольку граната.

Тонко, но очевидно. Посыл доходит тут же: Лектер – Аид. Мы наблюдаем, как повелитель подземного мира вкушает яства своей страны. И мифологические/религиозные образы на этом не заканчиваются. Нас практически обстреливают ими со всех сторон в течение следующих пары минут.

Вслед за вступительной сценой нам показывают Ганнибала за работой, в компании пациента. Франклин тянет к нему руку, словно в мольбе или в отчаянии. Черты его лица размыты, скрыты тенью, но за его спиной ярко выделяется голая красная стена. Мэдс Миккельсен нередко говорил в интервью, что ему нравится думать о Ганнибале как о Сатане или Люцифере. Возможно, офис Лектера – это Ад, а профессия психиатра – метафора введения душ в искушение или же обречения их на жизнь, полную страданий в его владениях. Каждый сеанс терапии – своего рода анти-проповедь — соблазнение души.

В первом кадре этой сцены Франклин, по всей видимости, умоляет объяснить ему решение своей проблемы (какой бы она ни была, за исключением неврастении), будто взамен на помощь предлагает свою душу, а получив эту помощь, обрекает себя на последующую смерть. Если он задуман как «среднестатистический» пациент, вроде Бенджамина Распая, эта версия тем более подтверждается, так как – отметим любопытный факт – позже Ганнибал оставляет выпотрошенный труп Распая на церковной скамье.
Кроме того, Ганнибал одет в зеленовато-голубой костюм и золотой галстук, и, если откровенно, … мы не ожидаем, что злодей будет одеваться подобным образом. Или вообще кто-либо. В самом деле, этот костюм просто невозможно игнорировать, он яркий и настолько не соответствует стандартному стилю «плохиша», - не соответствует до такой степени, что вычурностью напоминает мне скорее об одном заносчивом ангеле, изгнанном из Рая. А когда мы видим Ганнибала, отвечающего на вопрос Франклина, его силуэт подсвечен солнечным светом из больших окон офиса, эффективно создавая впечатление символического нимба.
Так что теперь мы понимаем (не то чтобы раньше не понимали) что Ганнибал Лектер – Аид или Люцифер этого мира. Это вывод, о котором нам, как зрителям, возможно, не стоит забывать (хотя мы и так вряд ли забудем, учитывая, что в будущем Ганнибал будет постоянно напоминать нам о своей бесчеловечной природе, с какими цветами мы бы ни ассоциировали его). Когда они с Уиллом отправляются на поиски Хоббса, он даже одет в красно-коричневый джемпер, взял с собой немного красного.
И… да-да, я знаю, что о крови говорить банально, но следующий момент действительно важен.
Руки Уилла.
В ходе поисков, поимки и убийства Хоббса Уилл оказывается практически облит артериальной кровью — но испачкана не столько его одежда, сколько руки. Древнее как мир выражение «руки в крови» здесь применимо во всех смыслах, учитывая, что именно с убийства Хоббса и начинается сошествие Уилла в подземное царство.

Это не его кровь, но её принадлежность вряд ли имеет значение, она у него на руках - и мы можем предположить, что это своего рода «внутренний красный цвет» Уилла, который раньше плескался в пределах его сознания, а теперь вытекает наружу, в реальность, становясь материальным красным, настоящей кровью. Его ужасный дар эмпатии вскоре начнет перетекать уже в физическую, смертоносную форму. Это совпадает с несколькими событиями в книгах: его выходкой в психбольнице и, позже, непосредственно физическими увечьями, когда он окажется на грани гибели. А потом снова. И снова. Взглянем правде в глаза: Уилл Грэхем - самый живучий мальчик для битья на свете.
По фактам из биографии Грэхема можно легко догадаться, что ему так и не удалось до конца избежать красного — избежать своего рассудка — как пятна, которое никак не смывается и не выводится с годами. Он (и в буквальном смысле тоже) вкусил яств, которые принес ему Ганнибал и, как Персефона, не может навсегда покинуть царство Аида.
Его руки перманентно испачканы в крови жертвы, поскольку какая-то часть него навсегда останется убийцей.
Лектер и Фредди.
Этого момента в пилоте не было, но промо-фото не выходит у меня из головы.

Первое, что пришло мне на ум при виде фото (кроме того, что они сидят на фоне ярко-красной стены - у Лектера в офисе, скорее всего, - а у Ганнибала красный галстук) – Фредди одета в прямом смысле как мясо. Она выглядит как ходячий сырой стейк. Вся её одежда красного цвета, и её волосы также натурального насыщенно-рыжего цвета. Сидя рядом с Ганнибалом на фоне ярко-красной стены? Ничего хорошего эта ситуация ей явно не сулит. А памятуя события «Красного Дракона» и тот факт, что Лектер немедленно уличил назойливую журналистку в грубости, можно с уверенностью утверждать, что здесь гардероб Фредди напрямую сигнализирует о её дальнейшей судьбе.
Моменты, которые упомянуты не были:
Одежда Аланы Блум в первой сцене, когда мы её видим, содержит красные и черные тона, но так как Алана пока что появлялась нечасто — в двух сценах максимум — я не знаю, как именно подойти к анализу. Единственное, что могу предположить – они с Уиллом связаны (хрупкой) дружбой, и присутствие красного в одежде может означать именно эту связь с его сознанием (Алана также психиатр).
***
PS, UPD: Дверь в мотельную комнату Уилла в Миннесоте.

Кадр чуть от меня не ускользнул, даже после просмотра серии несколько раз, но это совершенно удивительный момент. И это упоительно гармонично вписывается в теорию Красной Двери В Сознание Уилла.
Даже Ганнибалу нужно проходить через красную дверь, чтобы попасть внутрь его Темной Комнаты. То есть, разумеется, любому психиатру нужно проникать в сознание пациента, так сказать, «ступать за порог» в ходе сеанса терапии.
Но что мне нравится в данном конкретном случае… то, что, перед тем как войти, Ганнибал очень вежливо, дважды, просит разрешения. Он делает то, чего не делает Джек Кроуфорд.
И когда Уилл впускает его, Ганнибал продолжает деликатно его анализировать – снова – и кормить его яствами подземного царства, как Аид Персефону. Все до последнего в этой сцене, даже без красной двери, кричит о том, что Лектер делает все возможное, чтобы проникнуть в сознание Уилла и укрепиться там.
Впечатляет, Фуллер. Очень впечатляет.
@темы: ганнибал